01.03.2013 в 11:47
Пишет Diary best:Пишет рэнт коэн:
URL записиThe Beatles Story, Ливерпуль
URL записиВ Англии сейчас заниматься всяческого рода туризмом - занятие более чем неблагодарное ввиду постоянных, непрекращающихся дождей. В Ливерпуль (экспрессом за два часа) я самонадеянно приехал без пальто, в одной рубашке и своих замшевых туках, не терпящих влаги и грязи, одна радость - зонт при мне. Ситуация уже на вокзале обрисовалась вполне конкретная: холодно до той степени, что даже на крытом перроне я дрожу и ищу кафе, где бы погреться, на улице ливень, притом, судя по лужам, идёт он с самого утра и прекращаться не планирует, а до Альбертского Дока, где расположился искомый музей, можно либо добраться на такси (дорого), либо - пешком. Ни автобусы, ни метро не ходят туда, и имеются у меня подозрения, что метро в Ливерпуле нет вовсе. Сорок минут бесцельных прогулок от одной лавке к другой, и дождь неожиданно на краткие мгновения прекратился. Это придало мне сил для марафона до набережной, и, хотя вскоре ливень возобновился, я добежал до дока относительно сухим, даже не доставая зонта. Историю Ливерпуля рассказывать нет смысла, это скучно и можно вычитать где угодно. Всё, что о нём следует знать для составления общей картины, - город небольшой, что, тем не менее, не помешало ему стать первым портом Англии. Зато есть у меня история поинтересней. Изначально никаких историй я не планировал, но свою роль сыграл тот фактор, что фотографий из музея получилось достаточно много для относительно подробного рассказа о нём. Итак, как уже было сказано выше, в Альбертском доке в Ливерпуле, родном городе, как, надеюсь, всем известно, Битлов, находится с давних или не столь уж давних пор музей в их честь - The Beatles Story. Примечателен он тем, что не только повествует об их жизни, но и весьма наглядно восстанавливает некоторые её эпизоды. Поехали. Так выглядит, как, наверное, успел догадаться читатель, вход в музей. Опознать его издалека довольно просто: это большое краснокирпичное здание на пристани, отделённой от земли мостом (под ним в открытое море выходят корабли небольших габаритов). |
читать дальше
Внутри каждому посетителю надлежит купить билет за 13 или 15 фунтов (для взрослого), цена зависит от того, что включено в его стоимость: можно посетить только экспозицию, посвящённую Битлам, или же в дополнение к ней посмотреть Elvis and Us. После покупки билета посетителям выдают наушники с плеером, где каждая комната или витрина озвучена на выбранном языке. В том числе, что для Европы не слишком характерно, имеется и русская озвучка. Как-то так и начинается экскурсия: с рассказа о каждом из Битлов в детские годы. Джон с шести лет жил у тёти Мэри, она же Мими. Его мать погибла накануне его восемнадцатилетия, попав под машину. Что, в свою очередь, сблизило его с Полом: тот тоже лишился мамы в раннем возрасте, она умерла от рака в 1956-ом году. Ринго в детстве часто болел, редко посещал школу, а несколько лет в подростковом возрасте ему пришлось провести в больнице. В период выздоровления он (от скуки, вестимо) научился играть на барабане, что и стало залогом его дальнейшей карьеры в сфере музыки. Джордж среди них - самый младший, однако к пятнадцати годам он уже успел поиграть в двух группах, притом по меркам ливерпульцев его владение гитарой было на высоте, достаточной для принятия в любую локальную группу. |
Первоначально группа Джона была далека от дальнейшего состава. Собственно, кроме него самого из Битлов туда больше никто не входил. Называлась она The Quarrymen (в честь ливерпульской улицы, пересекающей Строуберри филдс, я подозреваю), и на одном из их выступлений в Вултоне на церковном празднике Пол увидел, как они играли. Так и произошло легендарное знакомство Леннона и Маккартни 6-ого июля 1957-ого года. Это фотография с вултонского праздненства и гитары участников The Quarrymen. |
Джордж был другом Пола, и после того, как Пол был принят в The Quarrymen, он убедил Джона взять также Джорджа. В таком составе они и начали выступать. Первым клубом, "их" клубом, как называл его Джон, был Casbah. Они не только выступали там, но и помогли оформить его после открытия. Тут произошла смена названия с The Quarrymen на Битлз. Сначала они были Silver Beetles, но Джон сказал, что Beatles ему больше по душе, потому что, разбитое на слоги - Les Beat, это слово звучит на французский манер. А на фотографии - одна из деталей интерьера клуба. |
Поездка в Гамбург стала одним из важнейших этапов становления Битлов. Гамбург, как и Ливерпуль, - портовый город, однако в нём, в отличие от Ливерпуля, клубная атмосфера была экзотичней, а публика - требовательней. Вдобавок - наркотики и рок-н-ролл в избытке. Чтобы привлечь внимание зрителя, необходимо было лучшее звучание, особая манера поведения на сцене и привлекательный внешний вид. Всё это волей-неволей Битлы обрели в Гамбурге, вернувшись в Ливерпуль совершенно другой группой, притом завоевав симпатию немцев. |
На фотографии - офис газеты Mersey Beat, первой газеты, которая начала публиковать новости о Битлах в Ливерпуле. У Джона, кстати, была своя колонка в "Мерси Бит", что отчасти предопределило отношения Битлов с газетой. Битлы стали появляться на первой странице. Страна ничего не слышала о них, однако в Ливерпуле это событие произвело маленький переворот: все манекены на витринах магазинов обзавелись гитарами, а люди побежали в музыкальные магазины и стали покупать инструменты. И это несмотря на то, что песни Битлов были малоизвестны и в списках хитов не числились. |
Это музыкальный магазин Фрэнка Хесси, "Hessy's", где покупали свои первые гитары как любители, так и многие в будущем прославившиеся музыканты, в том числе Битлы. Популярность он обрёл благодаря предоставлявшейся покупателю возможности брать инструменты в кредит; к тому же, цены были приемлемыми и даже довольно низкими по меркам Ливерпуля. Битлы, кстати, задолжали магазину двести фунтов, по сегодняшним меркам - тысяча фунтов, то есть пятьдесят тысяч рублей. Посему первое, что сделал Эпштейн, став менеджером группы, - выплатил все их долги у Фрэнка Хесси. |
В начале 60-х улица Мэтью-стрит была особенно оживлённой из-за находившегося на ней знаменитого клуба Cavern, где Битлы обрели известность. "Кэверн" был построен на месте подвала фруктового магазина, кое-где всё ещё сновали крысы, а вентиляция отсутствовала полностью. За счёт этого в клубе было не продохнуть от табачного дыма, алкогольных паров, пота и запаха хлорки, которой поутру драили полы, столы и стены. Стояла постоянная духота, было очень жарко, а к ночи клуб набивался подростками и музыкантами, которые по очереди выступали, притом, так как репертуары других групп были всем известны, пелись и свои, и чужие песни. Приблизительно так выглядела тогда Мэтью-стрит и вход в "Кэверн": |
Столики в заведении и интерьер. |
А вот и сцена. Многие исполнители действительно писали на стене свои имена. |
Фотографии из "Кэверна". |
Музыкальный магазин NEMS, где продавались разнообразные пластинки, был известен на весь Ливерпуль. В нём можно было достать практически что угодно. Принадлежал он Брайану Эпштейну, который позже станет известен в качестве менеджера Битлов. История в том, что в магазин к Брайану в 62-ом году стали часто захаживать подростки, спрашивавшие пластинку "My Bonnie" группы The Beatles, которой, к стыду Брайана, у него не было. Тогда-то из профессиональной гордости он решил разузнать всё о неизвестной себе группе, а позже выяснилось, что они дают выступления в "Кэверн", что всего ярдах в ста от офиса Брайана. Он спустился в прокуренный подвал, и для него три молодых музыканта, Джон, Пол и Джордж, стали действительно сенсацией (Пита Беста, ударника Битлов того периода, он счёл нехаризматичным). После чего завязалось его знакомство с Битлами и их дальнейшая совместная работа. |
Сам Брайан. Фотография Дэвида Бэйли, который, к слову, часто снимал Битлов и даже сделал серию фотографий для обложки A Hard Day's Night. |
Брайан совершил революцию в облике Битлов. Он заставил их бросить курить, есть и ругаться на сцене, переодеть кожаные куртки на аккуратные пиджаки и галстуки, ставшие ключевым элементом имиджа Битлов, и научил их пунктуальности. Эти изменения он счёл обязательными после первой встречи с Битлами: Джордж и Джон опоздали, а Пол не приехал вовсе. Его ждали около сорока минут, и тут Брайан вспылил: "Позвоните этому своему парню, где он там?". После звонка Джордж сообщил: "Пол только проснулся и принимает ванную." "Как так, ведь сегодня такая важная встреча!" - воскликнул Брайан, на что Джордж ответил в характерной для Битлов манере: "Ну... пусть он и не очень пунктуален, зато чистоплотен..." После настойчивых поездок Брайана в студии Лондона ему удалось добиться сессии у Джорджа Мартина, который впоследствии стал продюсером почти всех пластинок Битлов. |
После тестовой записи Джордж Мартин сказал Брайану, что Джон, Пол и Джордж работали исключительно хорошо, а вот Пит Бест, самый красивый среди них, но наименее обаятельный, был неразговорчивым и не вызывал симпатии к себе. Притом его игра на барабанах не была первоклассной. И Мартин предложил сменить ударника. Сам Брайан понятия не имел, что думают Битлы на этот счёт, но, как оказалось, они и сами были рады избавиться от бедного Пита. Синтия в своих мемуарах писала, что, порвав с ним как с барабанщиком, все Битлы стали игнорировать его как знакомого, и Брайан чувствовал перед ним вину. Однако это позволило заполучить в качестве ударника Ринго, которого привели на следующую запись. Мартин тоже подобрал своего барабанщика, но Битлы отказались от него наотрез. Так и сложилась четвёрка, оставшаяся в этом составе до самого своего распада. На фотографии - студия звукозаписи EMI на Эбби Роад. |
Знаменитость в Англии Битлы обрели после выпуска своих первых пластинок - "Please Please Me", "With The Beatles" и "A Hard Day's Night", большинство песен из которого написаны в качестве саундтрека к одноимённому фильму. Хотя тут я немного вру. Битломания как явление зародилась даже до первого их фильма. Про неё - ниже. |
Многие считают, что битломания началась 4-ого ноября 1963-его года, когда проходил концерт "Королевское варьете". Джон произнёс в тот день историческую фразу: "Я хотел бы попросить вас помочь... Не могли бы люди на дешёвых местах хлопать в такт? Остальные могут погреметь драгоценностями." Эти слова произвели настоящее буйство, толпа в зале сошла с ума. По телевизорам трансляцию смотрели более 26 миллионов англичан, что составляло около половины населения Великобритании. И Битлам удалось покорить их всех. На следующий день все газеты голосили о новом явлении - битломании. |
В начале 1964-ого года Битлы впервые посетили Америку. Когда они прилетели, из-за окон раздавался какой-то шум, и они было решили, что с двигателем неполадки. Однако, выглянув в иллюминаторы, они обнаружили на посадочной полосе огромную толпу своих американских фанатов. 9-ого февраля они появились на шоу Эда Салливана, о чём договорился ранее Эпштейн. Момент был подобран идеально. Записи Битлов были первыми в списках. На их концерты собирались тысячи и десятки тысяч поклонников. На стадионе Shea, сказал Сид Бернштейн, организатор концертов, он увидел "вершину горы". |
В Америке же, уже в 65-ом году, произошла и историческая встреча Битлов с Элвисом. Фразу Леннона о его кумире помнят, наверняка, многие: "До Элвиса не было ничего.". Поначалу все были немного смущены встречей, никто не знал, что делать и о чём говорить. Битлы просто молча разглядывали Элвиса, он смотрел на них и наконец сказал: "Слушайте, парни, если вы так и собираетесь сидеть и пялиться, не говоря ни слова, то я, пожалуй, пойду спать." Тут все рассмеялись, реплика разрядила обстановку, и, по словам Джерри Шиллинга, присутствовавшего на этой встрече, всё прошло отлично. |
Альбом "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" вышел в июне 67-ого года, и для его записи были использованы доселе не испробованные технологии, которые были смелым ходом Джорджа Мартина по инициативе Битлов. Те принесли в студию материал, требовавший многоканальной записи, а качество звука песни, закрывающей альбом, - "A Day in the Life", - было оценено очень высоко всеми музыкальными критиками. Для оформления альбома пригласили выдающегося художника того времени - Питера Блейка. Альбом сразу поднялся на первое место в чартах. В нём Битлы отступили от типичного для себя звучания и ввели духовые и клавишные инструменты. Полу принадлежала концепция альбома - перевоплотить Битлов в другую группу и сыграть в ней роли. "Sgt. Pepper" пришёлся на пик развития психоделики и повлиял на становление многих психоделических групп. |
А в августе 67-ого умер от передозировки снотворным Брайан Эпштейн. Потрясённые этой новостью, Битлы не знали, что предпринять, и очень скорбели. Брайан был организующим звеном, иногда его даже называют, наравне с Джорджем Мартином, пятым битлом. Немногие сомневались в том, что его смерть была чистой случайностью, но все были уверены: Брайан был несчастным человеком, несмотря на свой успех. Отчасти это связано с его ориентацией, которую в 60-ые открыто порицали. Так или иначе, его смерть многое изменила в ходе истории Битлз и стала одной из причин дальнейшего разрыва группы. |
В конце ноября 67-ого свет увидел "Magical Mystery Tour", песни из которого вошли в одноимённый фильм. В роли режиссёров, сценаристов и продюсеров выступали сами Битлы. Сценарием, впрочем, это назвать трудно: каждый вечер они вчетвером садились за стол, рисовали круг и заполняли его темами и моментами, которые могли затем войти или не войти в фильм. Если кому-то снился интересный сон, его записывали и включали в сюжет. Фильм, что неудивительно, вышел странным. Критики напали на него и оценили очень низко, впервые в своих рецензиях встав на сторону против Битлов. Тем не менее, он интересен как психоделический опыт и довольно неплохо отражает реалии своего времени. |
После "Белого альбома" вышла пластинка с саундтреками к мультфильму "Yellow Submarine". Он был снят канадским аниматором Джорджем Даннингом, и сами Битлы в съёмках почти не принимали участия. Вторая сторона пластинки была записана симфоническим оркестром под руководством Джорджа Мартина. |
Группа подошла к своему концу с появлением Йоко Оно и Линды Маккартни, в 1968-ом году. Джон познакомился с Йоко на выставке, порекомендованной ему Полом, и вскоре стал постоянно нарушать негласное правило Битлов - не приводить посторонних на репетиции. В конечном итоге всё управление группой взял на себя Пол, он организовывал записи песен и их сведение, Джон почти не принимал участие в Битлах, и после сессий "Abbey Road" и "Let it Be", последних в совместной карьере Джона и Пола, 10-ого апреля 70-ого года Пол сделал заявление, что Битлз больше никогда не будут снова работать вместе. |
Отдельной витриной в музее вынесена тема битломании в Советском Союзе. Битлы мечтали однажды выступить для российских поклонников, но удалось исполнить эту мечту лишь Полу, уже в 2000-ые годы. Битлы в СССР заложили понятие, которое коммунистическими журналистами было названо "внутренней эмиграцией": когда человек, физически находясь в Советском Союзе, мысленно находится за границей. Не было кровопролитий и гражданских войн, но страна извне была подготовлена к переменам, и в первую очередь этот переворот произошёл в умах молодых людей, готовых к переходу к новым ценностям свободного мира. |
Несмотря на то, что на этом история Битлов подошла к концу, каждый из них продолжал работать в своём направлении. Пол со своей женой Линдой организовал группу The Wings. Джон и Йоко занимались политической деятельностью, публично выступая за мир и организовывая такие акции, как знаменитая "постельная", когда пара распахнула двери своего номера в отеле для всех желающих. Они сидели в постелях и говорили о мире, и сотни журналистов приходили к ним и брали интервью. Как и обычные люди, дни и ночи проводившие в комнатах их номера. Музыкальная деятельность Джона также не была завершена: он и Йоко основали Plastic Ono Band и выпустили несколько альбомов. |
Это Белая Комната. Она копирует известную комнату Джона и Йоко. Здесь играет Imagine, слова лирики на стене и рисунки к обложке сингла. |
На этом экспозиция заканчивается, и выход из музея лежит через Старбакс, оформленный соответственно случаю. |
В общем, из этого поста следует, что если вдруг вы проездом в Ливерпуле, то я рекомендую заглянуть в музей и получить удовольствие, он того действительно стоит. К стати, клуб Кэверн на Мэтью-стрит всё ещё существует. Он был закрыт в начале 60-х, но сейчас в нём всё почти так же, как тогда. Помимо прочего, из памятных чисто с точки зрения Битлов мест есть Строуберри Филдс и Пенни Лэйн, воспетые в Magical Mystery Tour, и дома Джона и Пола, куда водят экскурсии. И да, все шаблонные тексты как из Википедии были таки написаны мной, а не абы кем, бг-г. Остаётся надеяться, что нашёлся хоть один человек, дочитавший до конца эту огромную запись и что-то из неё извлёкший. |
Не свое | Не Бест? Пришли лучше!